Военно-полевая узкоколейная железная дорога Ельня — Ушаково — Дорогобуж. Начальный пункт — город Ельня, расположенный вблизи станции Ельня на железнодорожной линии Духовская — Занозная.
Узкоколейная железная дорога была построена в период временной оккупации территории Смоленской области для нужд германской армии. Ориентировочный период начала строительства — март 1943 года. Узкоколейная железная дорога имела собственное название — «Julia». Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Ельня — Ушаково. Позднее она была продлена до города Дорогобуж. Скорее всего, узкоколейная железная дорога просуществовала менее года.
Узкоколейная железная дорога Ельнинского кирпичного завода. Местонахождение — город Ельня, расположенный вблизи станции Ельня на железнодорожной линии Духовская — Занозная.
Ельнинский кирпичный завод находится на северной окраине города Ельня — центра Ельнинского района Смоленской области. В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины от карьера до заводского цеха.
По информации от С. Костыгова, Ельнинский кирпичный завод был основан незадолго до Великой Отечественой войны, после войны был восстановлен. Первоначально доставка глины осуществлялась гужевым транспортом. В 1953 году была построена узкоколейная железная дорога. По информации от В. Боченкова, в том же году на Ельнинский кирпичный завод поступили два мотовоза МД54-2, построенных Истьинским машиностроительным заводом (Истье, Рязанская область).
В 1960-х годах (информация от С. Костыгова) на узкоколейную железную дорогу поступили два мотовоза МД54-4, в 1980 году — два тепловоза ТУ6А.
В 1985 году завод был переведён на новую схему работы, согласно которой, глина доставлялась автомобилями из карьера, расположенного на значительном удалении от завода. Вскоре узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.
Ельнинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Ельня, расположенный вблизи станции Ельня на железнодорожной линии Духовская — Занозная.
Ельнинская узкоколейная железная дорога на протяжении большей части своей истории принадлежала Ельнинскому леспромхозу. Основным назначением узкоколейной железной дороги был вывоз леса.
Информация, касающаяся истории узкоколейной железной дороги, получена в основном от исследователя железных дорог С. Костыгова, произведшего поездку в район местонахождения узкоколейной железной дороги в мае 2006 года.
По неподтверждённым данным, история узкоколейной железной дороги началась в период временной оккупации территории Смоленской области нацистской Германией (приблизительно в 1943 году). Помимо хорошо известной военно-полевой узкоколейной железной дороги к северу от Ельни, военно-полевая узкоколейная железная дорога была построена и южнее города. После освобождения Ельнинского района она стала использоваться как лесовозная узкоколейная железная дорога.