ГлавнаяРегистрацияВход
Четверг, 16.05.2024, 18:34
Форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Информация о городе Ельня » История города » Ельнинская узкоколейная железная дорога
Ельнинская узкоколейная железная дорога
ADMINДата: Вторник, 18.01.2011, 09:49 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 98
Репутация: 1
Статус: Offline
Военно-полевая узкоколейная железная дорога Ельня — Ушаково — Дорогобуж. Начальный пункт — город Ельня, расположенный вблизи станции Ельня на железнодорожной линии Духовская — Занозная.
Узкоколейная железная дорога была построена в период временной оккупации территории Смоленской области для нужд германской армии. Ориентировочный период начала строительства — март 1943 года. Узкоколейная железная дорога имела собственное название — «Julia». Главная линия узкоколейной железной дороги пролегала по направлению Ельня — Ушаково. Позднее она была продлена до города Дорогобуж.

Скорее всего, узкоколейная железная дорога просуществовала менее года.

Узкоколейная железная дорога Ельнинского кирпичного завода. Местонахождение — город Ельня, расположенный вблизи станции Ельня на железнодорожной линии Духовская — Занозная.
Ельнинский кирпичный завод находится на северной окраине города Ельня — центра Ельнинского района Смоленской области. В ведении завода находилась узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины от карьера до заводского цеха.

По информации от С. Костыгова, Ельнинский кирпичный завод был основан незадолго до Великой Отечественой войны, после войны был восстановлен. Первоначально доставка глины осуществлялась гужевым транспортом. В 1953 году была построена узкоколейная железная дорога. По информации от В. Боченкова, в том же году на Ельнинский кирпичный завод поступили два мотовоза МД54-2, построенных Истьинским машиностроительным заводом (Истье, Рязанская область).

В 1960-х годах (информация от С. Костыгова) на узкоколейную железную дорогу поступили два мотовоза МД54-4, в 1980 году — два тепловоза ТУ6А.

В 1985 году завод был переведён на новую схему работы, согласно которой, глина доставлялась автомобилями из карьера, расположенного на значительном удалении от завода. Вскоре узкоколейная железная дорога была полностью разобрана.

Ельнинская узкоколейная железная дорога. Начальный пункт — город Ельня, расположенный вблизи станции Ельня на железнодорожной линии Духовская — Занозная.
Ельнинская узкоколейная железная дорога на протяжении большей части своей истории принадлежала Ельнинскому леспромхозу. Основным назначением узкоколейной железной дороги был вывоз леса.

Информация, касающаяся истории узкоколейной железной дороги, получена в основном от исследователя железных дорог С. Костыгова, произведшего поездку в район местонахождения узкоколейной железной дороги в мае 2006 года.

По неподтверждённым данным, история узкоколейной железной дороги началась в период временной оккупации территории Смоленской области нацистской Германией (приблизительно в 1943 году). Помимо хорошо известной военно-полевой узкоколейной железной дороги к северу от Ельни, военно-полевая узкоколейная железная дорога была построена и южнее города. После освобождения Ельнинского района она стала использоваться как лесовозная узкоколейная железная дорога.


 
ADMINДата: Вторник, 18.01.2011, 09:50 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 98
Репутация: 1
Статус: Offline
Заметка из газеты «Правда», номер за 13 февраля 1944 года

Народная стройка

СМОЛЕНСК, 12 февраля. (ТАСС).

В городе Ельня и окрестных селениях, разрушенных гитлеровскими оккупантами, развёртываются крупные восстановительные работы. Трудящиеся района в общественном порядке начали строительство узкоколейной железнодорожной ветки протяжением 20 километров для вывозки древесины. Уже проложено 12 километров пути. Идёт строительство мостов.

В «наследство» от германской военно-полевой узкоколейной железной дороги, в первые годы Ельнинская узкоколейная железная дорога имела нестандартную для СССР ширину колеи — 600 мм. Такая ширина колеи сохранялась до 1958 года. На узкоколейной железной дороге работали мотовозы (предположительно трофейные), паровозов не было. На 20-м километре от Ельни возник лесной посёлок Луки.

После реконструкции на стандартную узкую колею 750 мм на узкоколейную железную дорогу поступали различные мотовозы, с 1980 года — тепловозы ТУ6А. К концу 1980-х годов состояние пути на магистрали почти всюду было аварийным, скорость движения не превышала 5-7 км/час. Приблизительно в 1990 году узкоколейная железная дорога была разобрана.

По состоянию на май 2006 года, в Ельне сохранялся частично разрезанный тепловоз ТУ6А, несколько платформ (без колёсных пар) и крытый грузовой вагон производства Алтайского завода, превращённый в хозяйственное помещение.


 
Форум » Информация о городе Ельня » История города » Ельнинская узкоколейная железная дорога
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


  Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz